Описание различных типов шин: летние, зимние и всесезонные
Какие бывают шины для автомобиля, чем отличается зимняя, летняя и всесезонная резина. Основные характеристики, особенности эксплуатации, правила маркировки и подбора покрышек.
Температура и условия эксплуатации авто в каждый сезон разные. Крайне важно, чтобы характеристики покрышек соответствовали текущему режиму. Общие правила таковы: при температуре выше +7 0С используется летняя резина, ниже – зимняя. В период межсезонья могут эксплуатироваться всесезонные шины.
Разберём подробно характеристики и главные различия.
Особенности шин для разного транспорта, погоды и времени года
В любой тип шин заложены свойства, соответствующие ожидаемым условиям эксплуатации: состоянию дорог и температурному режиму. В первую и главную очередь это зависит, конечно же, от погоды. Также шины могут быть разными в зависимости от категорий автомобилей, на которых будут использоваться: кроссоверы, легковые, внедорожники, спорткары, коммерческий транспорт и т.д.
Одна из базовых задач покрышек – обеспечивать высокое качество устойчивости на дороге, отличный уровень безопасности, хорошую манёвренность. Всё это во многом зависит от уровня сцепления резины с покрытием.
Факторы, которые обеспечивают данные качества:
- особенности состава резиновой смеси, из которой сделаны покрышки;
- рисунок протектора;
- показатели производительности.
Разницу можно определить визуально, хотя обычно в этом нет необходимости. Также каждый вид отличается по составу материала изготовления, характеристикам и маркировке.
Как выглядят разные типы покрышек
Зимняя резина характеризуется глубоким рисунком протектора – около 9-17 мм. Это один из главных факторов, позволяющих автомобилю сохранять достаточную манёвренность даже на льду. Сами блоки протектора отличаются массивностью. Они крупные, рисунок ярко выражен. Это даёт возможность проще идти по снегу – как по укатанному, так и по рыхлому. Значительное число ламелей уменьшают скольжение, усиливают сцепление с дорожным покрытием.
Летняя резина, напротив, отличается почти гладким протектором – рисунок уходит внутрь на 4-5 мм, в редких случаях – 8 мм. Такие шины отлично подходят для грунтовых дорог, тёплого асфальта. Могут эксплуатироваться в сухую погоду или в дождь. Величина блоков на летних покрышках разная, а сами по себе они почти плоские. Есть дренажная система с небольшими, лишь слегка уходящими вглубь прорезями, задача которых состоит в отводе воды.
Всесезонная резина характеризуется рисунком, углубляющимся внутрь на 7-9 мм. Блоки одинаковые по размеру, как и у зимних покрышек, но не столь массивные и крупные. Есть функция отвода воды и грязи за счёт кромок, образованных ламелями. Предназначены такие шины преимущественно для межсезонья. Пользоваться ими круглый год опасно. Например, управление в гололёд значительно усложняется и легко может привести к аварии.
Особенности рисунка протектора
На любых шинах рисунок может быть как симметричным, так и ассиметричным. В первом случае, узор с обеих сторон выглядит одинаково и «сходится» в центре. Во втором он однонаправленный.
Особенности каждой разновидности:
- Симметричные шины. Их использование обеспечит хорошую манёвренность и комфортность вождения в целом. Такие покрышки идеальны для сухого асфальта, для городской езды.
- Асимметричные шины. Оптимальны для плохих дорог и крутых поворотов.
На зиму лучше выбирать асимметричные покрышки. Однонаправленный рисунок обеспечит отвод снега, а также грязи и воды при температурах, близких к нулю. Он улучшит качество движения на растаявших дорогах. На льду или укатанном снегу будет способствовать надёжности сцепления с покрытием.
Асимметричные шины также хороши для скоростной езды.
Особенности резины и её характеристики
Резиновая смесь, используемая для дальнейшего производства покрышек, состоит из трёх главных компонентов. Они приведены в таблице ниже.
Компонент |
Назначение |
Каучук |
Может быть искусственным или натуральным, отвечает за эластичность и прочность готовой шины. |
Сера |
Вулканизатор, связующий компонент. Выступает соединителем каучука с добавками. |
Наполнители  |
Сажа, каолин, мел, натуральные масла, кремний. Каждая из добавок позволяет достичь определённых свойств готовой резины. |
Далее рассмотрим особенности состава покрышек в зависимости от сезона, для которого они предназначены:
- Зимние шины. В этих покрышках процент каучука повышен, за счёт чего шины не «дубеют», сохраняя достаточную мягкость даже при сильных морозах. Масла и кремний в составе позволяют сохранить эластичность. Такие покрышки оптимальны для температуры ниже +5 градусов. Далее они начнут размягчаться, а при жаре могут даже слегка расплавиться.
- Летние шины. В данном случае задача обратная – сохранить не мягкость в мороз, а твёрдость в жару. Поэтому в резиновую смесь для летних покрышек добавляют меньший процент каучука. Оптимальная температура для их использования – 7-40 градусов выше нуля.
- Всесезонные шины. Состав подбирается таким образом, чтобы создать нечто усреднённое между летней и зимней резиной – для использования при температурах от нуля до +15 0С.
ВАЖНО! Стоит отметить, что состав зимней резины для особо холодных регионов может быть особенным. Выбирая «обычные» покрышки для морозов, стоит учитывать, что они сохраняют мягкость до -20 0С, а дальше начинают твердеть. Поэтому нужно быть осторожнее на дорогах, если столбик термометра опускается ниже -30.
Помимо прочего, важной особенностью зимних покрышек является обеспечение короткого тормозного пути на льду или заснеженной поверхности. Сохраняется устойчивость даже в колее. Такая резина может прогреваться при минусовых температурах.
О летних шинах стоит добавить, что они отлично подходят для скоростной езды и высоких нагрузок. Позволяют легко затормозить на ровных дорогах. Уровень шума низкий.
Всесезонные шины были разработаны специально для межсезонья, когда время года вроде бы уже сменилось, но сюрпризы погоды исключать нельзя. Использовать их круглогодично не рекомендуется. В редких случаях это допустимо в южных регионах нашей страны, а также там, где наблюдается «европейская зима».
Особенности маркировки резины для разных сезонов
В таблице ниже приведены стандартные методы маркировки.
Тип резины |
Обозначение |
Летняя |
Пиктограмма «Солнце» или отсутствие маркировки |
Зимняя |
Варианты пиктограмм: «Снежинка» или «Снежинка» + «Гора». Обозначение – «Winter» |
Всесезонка |
Возможно множество разных письменных обозначений, например: «All Weather», «AW», «Any Weather», «R+W», «4S», «AS». |
Важные нюансы:
- Пиктограмма «Зонт» либо обозначение «Rain» говорит о возможности беспроблемной эксплуатации в ливень.
- Обозначение «XL» не имеет отношения к сезонности. Эти буквы на шинах означают усиление конструкции. Такой тип покрышек оптимален для коммерческих авто, внедорожников.
По маркировкам легко найти нужную резину, но ещё проще сделать это с помощью консультации специалиста. Наши менеджеры помогают выбрать покрышки под конкретные цели и задачи, а также под условия эксплуатации и консультируют по нужным размерам и характеристикам.
- Комментарии